Описательные рассказы о природе

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая


Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе — значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Описательный рассказ — один из видов творческого рассказа. Н. А. Ветлугина справедливо замечает, что в своем творчестве «ребенок открывает новое для себя, а для окружающих — новое о себе». Воспитание выразительности речи, умения сказать не только правильно, но и образно, подготавливает детей к преодолению лексических штампов.
Овладение детьми образной речью не должно ограничиваться накоплением в их словаре эпитетов и умением составлять сложные в синтаксическом отношении предложения. Оно предполагает умение подобрать нужное, яркое слово в контексте, вставить однородные члены, обособление, сравнение в свой рассказ.
Подбор образного слова или выражения является необходимым условием правильной и глубокой характеристики предмета или явления. Следовательно, обучение детей составлению описательного рассказа о природе теснейшим образом связано с развитием образности, выразительности их речи, умения передавать свое отношение к тому, о чем они говорят. Эмоциональное отношение, замечал Б. М. Теплов, воспитывается с малого: с элементарных «нравится», «не нравится», «приятно», «неприятно» до овладения целым рядом эстетических оценок.
Раскроем основные методические приемы, подготавливающие детей к составлению описательных рассказов о природе.
Как известно, своеобразным толчком к воспитанию выразительности речи детей служат яркие многообразные впечатления от окружающего мира.
Каждое время года по-своему красиво и привлекательно. Наблюдая картины природы вместе с воспитателем, слушая его пояснения, обязательно образные, выразительные, дети воспринимают эту красоту. Она заставляет их задуматься, а потом разговориться. Роль педагога здесь очень велика.
Не подавляя детскую активность, воспитатель направляет мысль ребенка, помогает сравнить явления, подобрав для их характеристики нужное слово. В процессе беседы, проводимой во время наблюдения, воспитатель фиксирует внимание ребенка на правильном речевом выражении воспринимаемого.
Развитию выразительности детской речи способствуют различные задания, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности, творческой активности.
Н. А. Ветлугина отмечает 3 этапа в усложнении творческих заданий для детей дошкольного возраста:
1) задания, дающие установку на новые для детей способы действий: сочини, придумай, измени. Дети действуют совместно с педагогом, самостоятельно применяя лишь элементы творческих действий;
2) задания, заставляющие детей находить новые комбинации на основе старых, уже известных решений;
3) задания, выполняя которые дети сами планируют свою деятельность от начала до конца, выбирают художественные средства и т. д.
Интересные творческие задания предлагает О. С. Ушакова. Это — лексические упражнения на подбор эпитетов, метафор, сравнений, синонимов и антонимов, которые помогают детям почувствовать красоту стиха, сравнить непоэтический и поэтический язык, развивают их поэтический слух.
Например:
«Как можно сказать о снеге (какой он?)... о лесе... о березке... об осени...?»
«В стихотворении снег сравнивается с серебром. А ты можешь придумать сравнение к слову снег?»
«Подбери слово, близкое к слову холодный».
«Подбери слова, противоположные словам холодный, пасмурный, ясный».
Одним из видов творческих заданий является составление детьми рассказов-этюдов о предметах и явлениях природы. Маленькие сочинения о природе, как называл их В. А. Сухомлинский,— важнейшая форма работы по развитию речи и мысли.
В. А. Сухомлинский умел учить детей чувствовать природу а передавать свои впечатления в речи. Дети вслушивались в хор кузнечиков, всматривались в бесконечные дали, находили фантастические образы в плывущих облаках и все это точными выразительными словами передавали в коротких рассказах. «...Детская фантазия быстрокрылой птицей устремлялась в заоблачные дали, за синие моря и леса, в далекие неизвестные страны. И в этом полете ярко раскрывался индивидуальный мир ребенка». Вот, например, рассказ Кати «Подсолнечник».
«Взошло солнышко. Проснулись птички, поднялся в небо жаворонок. Проснулся и подсолнечник. Встрепенулся, стряхнул со своих лепестков росу. Повернулся к солнышку: «Здравствуй, солнышко. Я долго ждал тебя. Видишь, мои желтые лепестки поникли без твоего тепла. А теперь они поднялись и радуются. Я круглый и золотой, похожий на тебя, солнышко».
Итак, рассказ-этюд представляет собой небольшой рассказ на предложенную тему, своеобразную словесную зарисовку. Составление таких рассказов может занимать занятие целиком или быть его частью. Цель рассказов-этюдов — развитие образности и точности языка, выработка умения несколькими предложениями охарактеризовать предмет или явление, найти для его описания наиболее выразительные слова.
В старшей группе еще не все дети справляются с такими заданиями. Процесс восприятия объекта часто отвлекает их от речевого выражения. Они затрудняются в подборе слов, предложения в их рассказах в основном односложны.
Составление рассказа-этюда требует уже некоторого опыта творческого рассказывания, умения прочувствовать и передать красоту предмета или явления. Поэтому целесообразно использовать данный вид рассказа в подготовительной к школе группе, xoтя готовить детей к нему нужно в старшей группе.
Темы этюдов постепенно усложняются. Сначала предлагают детям рассказать о чем-то, что имеет легко замечаемые отличительные признаки, привлекает детей своим разнообразием («Зимний яес», «Парк осенью», «Весенний лес»). Постепенно ребята переходят к более сложным этюдам и должны быстро, лаконично и выразительно описывать единичный, не всегда яркий предмет («Ветка сирени», «Тюльпан», «Анютины глазки», «Ромашки», «Ноготки»). Естественно, что воспитателю нужно помочь детям более пристально, внимательно рассмотреть предмет.
Условно рассказы-этюды можно разделить на следующие группы:
рассказ-этюд, составляемый во время наблюдения, экскурсии;
рассказ-этюд об одном или нескольких предметах природы, составляемый во время беседы;
рассказ-этюд об одном или нескольких предметах природы, составление которого проходит как самостоятельное занятие.
Руководя этим видом творческого рассказа, педагог должен обратить особое внимание на свой рассказ-образец, а также наметить с детьми план их рассказов. В своем образце-описании, которое он дает во время наблюдения или экскурсии, педагог подводит детей к пониманию общей картины явления и ее составных частей:
«Оля поймала варежкой несколько снежинок. На синей полянке варежки сверкают, искрятся на солнце звездочки, кружочки, ромбики. Какая снежинка самая красивая? — Трудно сказать, каждая хороша по-своему».
«Ах как хорошо и приятно на лугу летом! Глаз радует многоцветье трав и цветов. Вот белоголовые ромашки смотрят на нас желтыми глазками, высокие колокольчики горделиво помахивают голубыми шапочками. То тут, то там вспыхивают звездочки полевой гвоздички. Цветы говорят: «Возьмите нас с собой!»
Выразительный рассказ педагога, совпадающий с непосредственным восприятием ребенка, надолго запоминается ему.
Во время беседы, предваряющей творческое рассказывание, образец рассказа воспитателя используется часто, но дети получают установку рассказать по-своему. В дальнейшем с приобретением детьми некоторого опыта составления таких рассказов педагог предлагает свой образец в конце занятия. В этом случае он как бы подытоживает, обобщает высказывания детей.
Образец рассказа-описания, составленный педагогом, должен быть кратким и ярким, фиксировать внимание ребенка на самом впечатляющем в наблюдаемом предмете или явлении. Очень хорошо использовать для этого литературные образцы. Например, дети составляют этюд на тему «Ваза с фруктами». Подобрать яркие, красочные слова поможет описание яблока, данное А. С. Пушкиным:
...яблоко. Оно
Соку спелого полно.
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...
Произведение великого поэта находит мгновенный отголосок в сердце ребенка. Он не только запоминает язык произведения, но стремится его использовать в своей речи. Вот рассказ Димы:
«Я хочу рассказать об этих грушах. Они такие... румяно-золотистые, прозрачные. Насквозь все видно. А если откусишь кусочек, то сразу сок польется».
Влияние пушкинских строк на речь ребенка очевидно.
Анализ поэтического произведения с точки зрения его языка считается исследователями (М. М. Конина, Н. А. Орланова, О. С. Ушакова и др.) эффективным приемом развития поэтического слуха детей, их чуткости к языку. Поэтому целесообразно задавать детям такие вопросы: «Чем понравилось вам это стихотворение?», «Какие слова употребил поэт, чтобы рассказать о красоте леса (березки, осени)?», «Какой отрывок из стихотворения вам захотелось разучить? Почему?»
Почувствовать настроение поэтического произведения о природе, его красоту помогает прослушивание музыкальных произведений. Для этого можно использовать фрагменты из пьес П. И. Чайковского, составляющих цикл «Времена года», «Море» Н. А. Римского-Корсакова, «Месяц над лугами» С. С. Прокофьева, «Осень» Ан. Александрова, русские народные мелодии.
Постепенно детей подводят к составлению рассказов-этюдов по плану. Намечая вопросы плана, воспитатель особое внимание уделяет подбору выразительных средств. Например, перед составлением рассказа-этюда «Анютины глазки» можно предложить такой план: 1) Как называется твой цветок? 2) Расскажи, какой он. 3) На что он похож? Что напоминает тебе твой цветок?
Сначала рассказы ребят состоят из нескольких слов, одного-двух предложений, часто это просто перечисление каких-то ярких признаков предмета («Тюльпан красный», «Тюльпаны желтые и красные», «Один красный, другой желтый»). Постепенно рассказы детей наполняются сравнениями, метафорами.
Вот примеры детских рассказов-этюдов «Анютины глазки»:
«Мои анютины глазки синие. Только в середине желтенькая точечка, как фонарик».
«У меня цветок — анютины глазки. Как будто на краях солнышко горит, а в середине как будто вечер наступил — синее. А один лепесток как закат».
«У меня цветок темно-бордовый. А в середине — красное. Как будто везде темно, а где-то горит огонек. Кто-то с работы пришел и спать не лег».
Составление рассказов-этюдов пробуждает интерес детей к языку. Они всегда охотно учатся «придумывать красивые рассказы», с удовольствием подбирают образные слова и выражения, вставляют их и в разговорную речь: «Мы ездили на красоту в зимний лес», «Мы ходили по лесу и набрели на речку».
Приобретенное умение углубленно, всесторонне рассматривать предмет или явление и достаточно точно и полно передавать в речи результаты своих наблюдений способствует развитию у детей умения составлять разные виды рассказов. Даже тогда, когда педагог дает задание описать предмет, дети стараются раскрыть некоторые связи, зависимости и даже закономерности развития описываемого предмета. Это делает рассказ точным, интересным, живым. Приведем пример детского рассказа по предметной картинке «Одуванчик»:
«На полянке растут одуванчики. Они разные. Один одуванчик желтый, молодой. А белый уже осыпался. Старый одуванчик похож на белый шарик, а его семена — парашютики. Когда ветер дует, семена одуванчика разлетаются по земле. Их ветер собирает. И вырастают новые одуванчики».
Семилетний ребенок описывает очень образно не только внешний вид растения, но и показывает стадии и последовательность его развития. Мальчик даже вскрывает определенную закономерность — распространение семян ветром. Речь его достоверна, точна, образна. При этом он употребляет различные по конструкции предложения: простые распространенные и нераспространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Иллюстрацией к сказанному может служить и такой пример:
«На моей картинке яблонька. Расцвела яблонька весной. Вся в розовых цветочках. Стоит нарядная, как девочка с розовыми бантиками. Опадут цветочки и будут яблочки зелененькие».
Целенаправленная работа, в процессе которой ознакомление детей с природой используется для развития у них логического мышления и связной речи, приводит к тому, что рассказы старших дошкольников становятся точными, четкими, достаточно богатыми и разнообразными в языковом отношении, эмоциональными. Дети овладевают всеми видами описательного рассказа о природе.
Вот, например, рассказ-этюд Андрюши «Подснежник»:
«Подснежник оглянулся и увидел густой лес. На некоторых полянах еще лежал снег. Зайка сменил шубку. Он опять стал серым. Подснежник увидел, что набухают почки. Скоро весна распустит свои зеленые листочки».
Этому рассказу предшествовало задание педагога: «На лесной полянке вылез из-под снега подснежник. Оглянулся и увидел. Что увидел подснежник?»
Рассказ небольшой по объему, но этими немногими словами мальчик сумел нарисовать картинку весны, затронув изменения, происходившие в неживой природе («на некоторых полянках еще лежал снег»), растительном мире («набухают почки»), животном мире («зайка сменил шубку. Он опять стал серым»). Осознанное восприятие ребенком природы стало знанием и поэтому легко нашло речевое выражение — эмоциональный образ — «скоро весна распустит зеленые листочки».
По мере расширения знаний детей в их рассказах появляются обобщающие слова («грачи — первые весенние птицы»), причастия и деепричастия («журчащие ручейки», «расцветающая весенняя природа»), яркие эпитеты и сравнения («одуванчик, как солнышко, зеленое небо и много-много солнышков»). Все это говорит о развитии способности достаточно творчески использовать средства языка для выражения своих мыслей и чувств.
Вот примеры рассказов других детей подготовительной к школе группы на ту же тему «Подснежник»:
«Подснежник обернулся и увидел, что над ним сияет солнце. Увидел перелетных птиц, летящих с юга, грачей — первых весенних птиц. Подснежник повертел головкой, а вокруг был густой сосновый лес. Он увидел на земле журчащие ручейки. И услышал пение птиц».
«Подснежник поднял головку и увидел облака. Яркое небо. Подснежник повертел головкой, а вокруг была расцветшая весенняя природа. Подснежник услышал, как кукует кукушка. Вдруг к нему подпрыгнул заяц и сказал: «Доброе утро». Тут он почувствовал запах весенней травы. Весной солнце яркое, и трава быстро вылезает».
Развитию образности языка помогает тяготение ребенка к рифмованной речи. В связи с этим в старших группах целесообразно чаще давать задания: «Придумай загадку», «Вместе придумаем стихи». Так, на занятии «Что нам осень подарила в лесу» дети рассматривают грибы, рассказывают о них. Педагог загадывает загадки, а потом предлагает ребятам самим придумать загадки.
Вот их загадки о грибах: «Короткая ножка, а шапочка, как картошка» (гриб-боровик); «Длинная ножка, а шапка—шоколадка» (подберезовик); «Скрип-скрип вырос гриб, ножка белая, а шапка красная» (подосиновик). Такие занятия развивают творческую фантазию детей. Как сказал К. Д. Ушинский, логическая мысль в душе ребенка срастается с поэтическим образом, развитие ума идет дружно с развитием чувства, логическая мысль отыскивает себе поэтическое выражение. Интерес детей к меткому, яркому слову как бы фокусируется.
При вдумчивой работе педагога заметно меняются интонации детской речи, их поза во время рассказывания. Воспитатель должен учить детей рассказывать выразительно, обращаться ко всем слушателям. Наряду с перечислительной и повествовательной интонациями, типичными для речи детей, появляются интонации рассуждения, радости, любования, удивления. В процессе обучения изменяется характер поведения детей-слушателей: они мательны, сосредоточенны, критичны. При оценке рассказов товарищей усложняются их требования к содержанию рассказа, его достоверности, четкости («Все придумал, так не бывает», «Ничего у него не поймешь, очень торопится»). Дети следят за тем, чтобы ответ соответствовал заданию педагога («Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал»). Мотивируя положительную оценку, даваемую рассказу товарища, ребята вводят новый критерий — самостоятельность выполнения задания («Рассказ у Саши хороший, он все сам придумал. Ему не помогали»). Все это свидетельствует о том, что процесс обучения положительно влияет не только на содержание и форму детского рассказа, но и на отношение детей к самому рассказыванию: постепенно у дошкольников развивается чувство слова и появляется любовь к родному языку.



Глава VI. Об индивидуальной работе с детьми 5—7 лет по развитию связной речи


0778400216081275.html
0778433168903272.html
    PR.RU™