Сравнительный анализ результатов эксперимента.

Критерии замеров. Для отслеживания результатов внедрения модернизированной здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. была взята экспресс-диагностика, предложенная им же (с.30).

По грудно-плечевому (приложение 5) и грудно-лопаточному (приложение 4) тестам замеры проводились три раза в год:

· Сентябрь

· Январь

· май

По вестибулярному (приложение 6) и зрительному (приложение 1) - два раза:

· сентябрь

· май

Замеры проводились как в экспериментальном так и в контрольном классах, данные заносились в таблицы.

При сравнительном анализе данных экспресс-диагностики, были получены следующие результаты:

В таблице (табл.1) приведено среднее значение по классу индекса грудно-плечевого теста. Индекс от 0,9 до 1 и выше говорит о нормальном состоянии осанки, от 0,7 до 0,9 – начальные проявления нарушения осанки, ниже 0,7 – выраженные проявления нарушения осанки. Как видно из данных таблицы у экспериментального класса показатели увеличиваются, т.е. осанка не только сохраняется, а даже улучшается. В контрольном же классе явное ухудшение осанки, что наглядно видно на графике (рис.2.1.).

Таблица 1.

Грудно-плечевой тест.

1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс.
Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май.
Экспер.кл. 0,85 0,88 0,86 0,85 0,87 0,89 0,86 0,87 0,89 0,88 0,89 0,9
Контр.кл. 0,86 0,85 0,83 0,83 0,81 0,79 0,8 0,78 0,76 0,76 0.76 0,75

Рис.2.1. Изменение показателей грудно-плечевого теста в экспериментальном и контрольном классах.

Анализируя данные грудно-лопаточного теста, когда измеряется величина отстояния нижнего края лопатки от спины, можно видеть, что в экспериментальном классе эта величина (в среднем по классу) уменьшается, что говорит об улучшении осанки, а в контрольном классе постепенно увеличивается, т.е осанка ухудшается (табл.2, рис.2.2.).

Таблица 2.

Грудно-лопаточный тест.

1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс.
Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май. Сент. Янв. Май.
Эксп. кл. 1,27 1,17 1,16 1,17 1,15 1,15 1,18 1,04 1,09 1,1 1,05 1,02
Конт. кл. 1,28 1,28 1,29 1,29 1,3 1,32 1,31 1,33 1,35 1,34 1,35 1,37

Рис.2.2. Изменение показателей грудно-лопаточного теста в экспериментальном и контрольном классах.



При проведении вестибулярного теста фиксируется число вращений вокруг своей оси в круге диаметром 50 см. Увеличение числа вращений говорит об улучшении качества общего реактивного энергетического статуса и, в первую очередь, об улучшении чувства равновесия и координации. Анализируя данные (табл.3) можно сказать об улучшении этого показателя в обоих классах, но в экспериментальном классе это происходит более быстрыми темпами (рис.2.3).

Таблица 3.

Вестибулярный тест.

1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс.
Янв. Май. Янв. Май. Янв. Май. Янв. Май.
Эксперимент. класс. 2,43 3,86 4,16 5,04 5,24 5,46 5,64
Контрольный класс. 2,4 2,6 3,12 3,36 3,42 4,1 4,42

Рис.2.3. Изменение показателей вестибулярного теста в экспериментальном и контрольном классах.

Данные таблицы (табл.4) показывают, что острота зрения в экспериментальном классе увеличилась до 1,18 благодаря развитию дальнозоркости некоторых ребят (таблицы для проверки остроты зрения позволяют зафиксировать остроту зрения и выше 1), а в контрольном классе нарушения зрения в процессе обучения в начальной школе – налицо (рис.2.4.)

Таблица 4.

Острота зрения.

1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс.
Сент. Май. Сент. Май. Сент. Май. Сент. Май.
Эксперимент. класс. 0,95 0,98 0,98 0,99 1,17 1,18 1,18 1,18
Контрольный класс. 0,95 0,9 0,9 0,8 0,85 0,8 0,8 0,7

Рис.2.4. Изменение показателей остроты зрения в экспериментальном и контрольном классах.

Также в экспериментальном классе отслеживался ход адаптации детей ко школе через наблюдения родителей, учителей, самих детей – 3 раза в год (приложение 9).

Адаптация детей к школе прошла на довольно высоком уровне: по наблюдению родителей, учителей у 80%учащихся состояние не вызывает тревоги; у 42% детей высокая школьная мотивация, у 16% - хорошая, негативного отношения нет.



Были проанализированы и показатели заболеваемости за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года (в экспериментальном и контрольном классах). Для этого были рассмотрены все случаи болезней и их продолжительность (по амбулаторным справкам). Способы расчёта взяты из методического пособия [35].

Таблица 5.

Данные, использованные при расчётах.

Данные 2002-2003 уч.год. 2003 – 2004 уч.год.
1. Число круглогодовых детей 2. Число болевших детей 3. Число неболевших детей 4. Число дней нетрудоспособности 5. Число случаев заболеваний 6. Число часто болевших детей 2 (эксп.) 2 (конт.) 3(эксп.) 3 (контр.)

Данные, приведённые в таблице 5, используются в формулах таблицы 6, с помощью которых и высчитываются основные параметры показателей заболеваемости.

Таблица 6.

Показатели заболеваемости.

Способы расчёта показателей заболеваемости 2002-2003 уч.год. 2003-2004 уч.год.
2(эксп.) 2 (конт.) 3(эксп.) 3(кон.)
1. Болевшие дети
х 100 %
число болевших детей

численность круглогодовых детей

2. Случаи заболеваний

х 100 %
число невыходов в школу по болезни


численность круглогодовых детей

3. Дни болезни

х 100 %
число дней нетрудоспособности

численность круглогодовых детей

4. Длительность (тяжесть) болезни

число дней нетрудоспособности

число случаев заболеваний

5. Индекс здоровья

число неболевших детей

численность круглогодовых детей

6.Процент часто и длительно болеющих детей (ЧДБ)

х 100 %
число часто болевших детей

численность круглогодовых детей

7. Процент потерь детодней

х 100 %
пропущенные дни по болезни

сумма детодней (средне -200 дней).

8. Процент изменения заболеваемости

( по случаям и дням)

заболеваемость в случаях (днях)

х 100 %
текущего периода

заболеваемость в случаях (днях)

предыдущего периода

85,7 171,4 1242,8 7,25 0,14 9,5 6,2 76,4 176,4 1429,4 8,1 0,23 23,5 7,1 57,1 104,7 561,9 5,36 0,42 4,8 2,8 61,1 (45,2) 64,7 1370,5 8,32 0,35 23,5 6,8 93,3 (95,8)

Анализируя получившиеся цифры, можно сделать следующие выводы:

- хотя в экспериментальном классе в 2002-2003 уч.году процент болевших детей был выше (85,7), чем в контрольном (76,4), но за год, здоровье детей экспериментального класса укрепилось, и их показатели снизились до 57,1% (на 28,6%) (рис.2.5.), в контрольном же классе этот показатель снизился лишь на 11,7% (до 64,7%), что говорит об эффективности применяемой здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. в экспериментальном классе;

Рис.2.5. Процент болевших детей экспериментального и контрольного классов за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года.

-анализируя показатель «случаи заболевания» (рис.2.6.) в том и другом классе видно явное уменьшение таковых в экспериментальном классе (на 66,7%) и небольшое их снижение (на 12,4%) в контрольном, за 2003-2004 уч.год в экспериментальном классе этот показатель на 59,3 % ниже, а значит лучше, чем в контрольном;

Рис.2.6. Процент случаев заболеваний в экспериментальном и контрольном классах за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года.

- анализируя такой показатель, как «длительность болезни» (рис.2.7.), можно сделать вывод, что дети экспериментального класса даже если и заболевают ОРВИ, то справляются с инфекцией гораздо быстрее, значит, их организм обладает более сильным иммунитетом. Показатель в этом классе снизился (улучшился) с 7,25 до 5,36 (на 1,89), в контрольном же классе – лишь на 0,22. За 2003-2004 уч.год в экспериментальном классе этот показатель ниже (лучше) на 2,96.

Рис.2.7. Показатели длительности болезни в экспериментальном и контрольном классах за 2002-2003 и 2003-2004 учебный год.

- такой показатель, как «индекс здоровья» (рис.2.8.), наоборот возрос (что также говорит об улучшении состояния здоровья) в экспериментальном классе на 0,28, в контрольном же лишь на 0,12. За 2003-2004 уч.год в экспериментальном классе этот показатель выше на 0,7.

Рис.2.8. Индекс здоровья в экспериментальном и контрольном классах за 2002-2003 и 2003-2004 учебные года.

Как показал сравнительный анализ, гипотеза исследования подтвердилась. Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного, адаптированная к условиям Нижнемуллинской СОШ дала положительные результаты. В экспериментальном классе за все годы эксперимента параметры здоровья детей не только сохранились, но и многие параметры улучшились.

Наряду с этим были выявлены и некоторые неудачные моменты эксперимента: не удалось раздельное обучение мальчиков и девочек, т.к. часто возникали трудности с расписанием работы преподавателей, которые были задействованы в эксперименте (из-за их деятельности в основной школе срывались динамические паузы, приходилось на ходу менять расписание уроков и т.п.). Не совсем удачно использование конторок непосредственно по рекомендации доктора Базарного В.Ф.: смена позы по команде учителя не учитывает индивидуальность организма ребёнка. Лучший вариант, по-моему, если стол с конторкой оборудован для каждого отдельно взятого ребёнка, тогда он будет иметь возможность сесть на стул или встать за конторку, когда почувствует сам необходимость в смене позы. Неплохо было бы иметь и два коврика: один с нашитыми пуговицами, другой – без них. Или один коврик, но с пуговицами только на одной половине, чтобы дети не постоянно стояли на жёстких пуговицах (что у некоторых детей вызывало дискомфорт), а могли встать на более мягкую поверхность, дать отдохнуть стопам.

Адаптация пятиклассников в 2005-2006 учебном году (дети экспериментального класса) прошла на очень высоком уровне. Таких результатов в школе не получали много лет.

Родители считают эксперимент удачным. Часть отмечает улучшение здоровья детей (у одного мальчика улучшилось зрение, ещё у одного – заметно стал исправляться сколиоз, некоторые отметили, что их дети стали меньше подвергаться простудным заболеваниям и т.д.), другие – большую организованность, целеустремлённость, а также и трудолюбие (приложение 10).

По мнению учителя, положительным в эксперименте является и улучшение результатов обучения: благодаря описанной системе обучения дети не утомляются в течение всего урока, их работоспособность, внимание не снижаются даже к концу урока. Как результат «учения с увлечением» - хорошие и прочные знания.

Заключение.

Эксперимент по внедрению здоровьесберегающей технологии, предложенной доктором Базарным В.Ф., в одном из начальных классов Нижнемуллинской средней школы успешно закончился, результаты получили одобрение не только на уровне школы, но и на уровне Пермского района. На базе школы прошёл ряд семинаров по обмену опытом повышения двигательной активности младших школьников на уроках (приложение 1, рис.6).

Адаптированную здоровьесберегающую технологию Базарного В.Ф. рекомендовано внедрить в остальные классы начальной школы, учитывая при этом неудачные моменты: по возможности обеспечить каждого ученика отдельной партой с конторкой, пуговицы нашивать только на половину коврика.

Ряд приёмов, например, сенсорные тренажи, можно использовать и в основной школе. На уроках биологии для тренажей использовать иллюстрации, связанные с темой урока: при изучении земноводных или насекомых – стадии их развития, при изучении растений – разные виды жилкования листьев, оплодотворение цветковых растений и т.п.

Описанный в работе эксперимент по использованию развивающих здоровье принципов конструирования учебно-познавательной деятельности (методика динамической позы, методика коллективных и индивидуальных сенсорных тренажей), предложенных доктором медицинских наук Базарным В.Ф., безусловно, далеко не исчерпывает всех мероприятий медико-педагогического плана, которые необходимо внедрить в школьную жизнь. Как отмечает сам Базарный В.Ф. [11], «…следует совершенствовать организационные формы вовлечения детей в физическую культуру и в производственный труд, надо принципиально улучшить качество учебников, наглядных пособий, рассмотреть новые пространственно-архитектурные решения классных комнат и т.д. Качественного улучшения требуют цветовая и световая среда обитания детей. Неотложного решения требуют вопросы сбалансированного питания учащихся, состояния экологической среды и т.д.». Очень важным моментом является внедрение в образовательный процесс такой дисциплины как валеология. Сейчас появилось много литературы валеологической направленности [12],[30].

Только интеграционное решение этих проблем может сдвинуть с места решение проблемы сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения. Состояние здоровья воспитанников должно стать одним из главных критериев оценки деятельности любого учебного учреждения.

Список литературы

1. Агаджанян, Н.А. Индивидуализация и прогноз в спорте.- М., 1984, -40c.

2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. - М., Физкультура и спорт, 1987,63c.

3. Афонина,Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия /Абдуллиной О.А. – Ростов-на-Дону,Феникс, 2002, 512с.

4. Баевский, Р.М. и др. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека. - Магадан, С ВНЦ ДВО РАН, 1996, 55с.

5. Базарный,В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. - Сергиев Посад, Весь Сергиев Посад, 2004, 96с.

6. Базарный,В.Ф. Нервно-психическое утомление у учащихся в традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1995, 42с.

7. Базарный,В.Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. - Сергиев Посад, 1995, 30с.

8. Базарный, В.Ф. Методология и методика. - Сергиев Посад, 1995, 32с.

9. Базарный, В.Ф. Повышение эффективности психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. - Сергиев Посад, 1995, 40с.

10. Базарный, В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребёнка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей. - Сергиев Посад, 1996, 70с.

11. Базарный, В.Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. - Красноярск, 1989, 20с.

12. Баландина, Н.Ю. «Росточки»: Программа физического воспитания валеологической направленности для детей 2-10 лет. - Пермь, ПОИПКРО, 2000, 88с.

13. Валеология. Справочник школьника / Заготовой С.Н. - Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2002,448с.

14. Горячев, Вл. Спасём детей – спасём Россию! - М., Знание – Власть, 2001, 31с.

15. Граевская, Н.Д. Спорт и здоровье студентов. // Научные проблемы охраны здоровья студентов. - М., 1979, 144с.

16. Давыдовский, И.В. Методологические основы патологии // Вопросы философии. 1968, №5.

17. Демирчоглян, Г.Г., Янкулин, В.И. Гимнастика для глаз. - М., Физкультура и спорт, 1987, 31с.

18. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М., ВАКО, 2004, 152.

19. Зайцев, Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым / Колбанова В.В. – Санкт-Петербург, АКЦИДЕНТ, 1996, 40с.

20. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра / Колбанова В.В. – Санкт-Петербург, АКЦИДЕНТ, 1994, 32с.

21. Зайцев, Г.К. Школьная валеология. - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001, 160с.

22. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1980, 196с.

23. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - М., ВАКО, 2004, 296с.

24. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток. - М., ВАКО, 2005, 206с.

25. Косованова, Л.В., Мельникова, М.М., Айзман, Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. - Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2003, 238с.

26. Лившиц, О.Д. и др. Валеологические критерии готовности ребёнка к школе. - Пермь, 1997, 73с.

27. Мир детства: Младший школьник / Хрипковой А.Г. - М., Педагогика, 1981, 400с.

28. Лисицин, Ю.П. Образ жизни и здоровое население. - М., 1982,40с.

29. Нагавкина, Л.С., Татарникова, Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. - Санкт-Петербург, КАРО, 2005,270с.

30. Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. - М., ВАКО, 2004, 240с.

31. Овчаров, Е.А. Социальная и экономическая обусловленность здоровья населения. - Нижневартовск, 1993, 109с.

32. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Безруких М.М., Сонькина В.Д. - М., Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания,2004, 380с.

33. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков / Успенская Л.Б. - М., ТЦ Сфера, 2005, 64с.

34. Старостин, В.Ф. Ритмическая активность головного мозга. - М., 1968, 48с.

35. Силин, Б.В. Педагогическая практика по курсу «Основы педагогики и гигиены детей дошкольного возраста». - Пермь, ПГПУ, 1995, 14с.

36. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний: Учебно-методическое пособие / Лядова Н.В., Аносова Ю.А., Кожарская В.И. и др. - Пермь, ПОИПКРО, 2002, 274с.

37. Царегородцев, Г.И. Социально-гигиенические проблемы научно-технического прогресса // Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество, природа и век НТР. - М., 1983, 414с.

38. Чикин, С.Я. Здоровье – всему голова. - М., 1979, 174с.

Приложение 1.


0773743949130314.html
0773787051810097.html
    PR.RU™